Солнце Руслана Мазлоева

текст: Ника Норди

фото: мастерская Квадрат

Солнце, сделанное из камыша, греет как настоящее. Только свет его мягче, а тепло – уютнее и роднее, оно словно доходит до нас из глубины веков, через множество поколений. Руслан Мазлоев создает арджэны – коврики из камыша разных форм и с уникальными узорами. Они способны наполнить любое помещение теплом, которое вложил в них творец.

DSC_9787

Искусство плетения арджэнов едва не угасло, несмотря на то, что нет, пожалуй, ни одной кабардинской семьи, которая не хранила бы воспоминаний об арджэне. По камышовому коврику, не пропускающему ни влагу, ни холод, делали первые шаги малыши. Арджэн, висящий на стене, был достойным обрамлением для семейных реликвий – клинков и кубков. Те, кто предпочитал спать на арджэне, могли не бояться болезней позвоночника. Зимой он сохранял тепло, а летом – дарил прохладу. Арджэн, оберегаемый и оберегающий человека в течение всей его жизни, сопровождал его в последний путь. «Считалось, что человек, так же, как и камыш, вышел из земли и должен возвратиться в землю, — рассказывает Руслан Мазлоев. – У каждого должен быть свой арджэн, и, если несколько человек пользуются одним и тем же арджэном – это нарушение традиций».

DSC_9788

Знания о плетении арджэна Руслан получил от мамы, они были переданы ей ее мамой, а та, в свою очередь, получила их от свекрови: раньше плетением камышовых ковриков занимались женщины. «Помню, как мы с отцом ходили собирать камыш для мамы, приносили целый ворох, но для арджэна оставались только самые лучшие стебли», — делится воспоминаниями Руслан. Он давно уже отошел от классических способов и видов плетения и в процессе создания нового ковра ориентируется только на свои ощущения, на собственное вдохновение и чувствование. Плести арджэн можно только из определенного вида камыша, а на озерах их встречается несколько. Камыш должен быть непременно «женским» – он нежнее и легче поддается обработке, а «мужской» — более грубый и неподатливый. Стебельки камыша похожи и неразличимы между собой, но только не для того, кто давно имеет дело с этим загадочным растением. Собирать материал для новых арджэнов можно с июля по сентябрь, при этом необходимо учитывать некоторые особенности: прочность, длина и цвет камыша зависят от состава воды, в которой он рос. Опытный творец заметит, что в разных озерах камыши совершенно разные. Собирание камыша – дело не только трудное, но и опасное: в озерах водятся змеи, которые не всегда мирно реагируют на появление человека в их темном и сыром мире. Руслан с детства привык к присутствию скользких созданий и его они не пугают. Он рассказывает, что для плетения все стебли должны быть одной длины и ширины и показывает на несколько снопов камыша, занимающих приличный отрезок пространства в его мастерской. В каждом снопе – одинаковые стебли, сухие, светлые, на вид очень хрупкие, но на самом деле прочные.

На стенах мастерской уютно расположились арджэны. У каждого свой индивидуальный узор, свои переходы от желтого к зеленому. Чтобы узор получился таким, как задумано, Руслан проводит расчеты, и если случается ошибка, ковер он распускает и переделывает.

Было время, когда Руслан, дизайнер по образованию, а ныне преподаватель в колледже дизайна КБГУ, увлекался живописью и гобеленами, приостанавливая свою работу над созданием ковров. И все же он пожелал вернуться в их светлый мир, в котором живет уже пятнадцать лет.

JPB_4544

Каждый из арджэнов – это книга, которую можно читать сердцем, понятная и близкая любому человеку. «Интересно, что работы, представленные на персональной выставке в Национальном музее, у людей не вызвали непонимания, хотя они – абстрактные. Обычно к абстракциям на картинах у нас относятся с подозрением, не принимают их. – делится Руслан. – Видимо арджэны близки людям благодаря тому, что образы, которые я создаю, пропитаны национальным духом, это что-то из нашего далекого прошлого. Вот арджэн со стрелами, переходящими друг в друга. У адыгов был запрет на брак между родственниками до девятого колена, поэтому нужно было знать, кем были твои предки. У меня здесь изображены десять поколений, десять стрел, уходящих вверх».

Каждый арджэн, созданный Русланом Мазлоевым, уникален: мастер никогда не повторяется, постоянно ища что-то новое и черпая силы в радости от только что появившегося на свет творения. Все они близки ему и любимы им. Самый большой арджэн, созданный Русланом: его ширина 1,5 метра, а длина – целых 3! Для Руслана нет ограничений в творчестве, он всегда открыт для новых впечатлений и новых идей, для эксперимента и трудностей. «Был случай, когда меня попросили воссоздать старинный арджэн прадедушки, и я повторил в точности те узоры, которые были на нем изображены».

Камышовые коврики тихо излучаю свет детства, воспоминания о котором хранятся в сердце Руслана. Глядя на золотистые арджэны, видишь не только узоры, старательно сплетенные руками мастера, но и блестки солнца на реке, шумящий летний лес за селом, золото скошенной травы. И душу наполняют спокойствие и надежда, ясная, чистая, какая бывает, пожалуй, только в детстве.

Выставки:

«Новое дыхание импрессионизма», Нальчик 2004 г.

«Материнство», Нальчик, 2005 г.

2005 г.- «Шар в искусстве», участие в выставке М.Шемякина – Карданова, Нальчик, 2005 г.

«Кунст салат», Русско-Австрийская выставка молодых художников, Нальчик, 2006 г.

«Рецептуализм», Нальчик, 2008 г.

«Рецептуализм», Майкоп, 2008 г.

Выставка ДПИ, Нальчик, 2009 г.

Выставка ДПИ, Нальчик, 2010 г.

Всероссийская выставка молодых художников, Москва, 2010 г.

Персональная выставка «Пространство», Нальчик, 2011 г.